Нормативная база оценки наследоваемого имущества

При оформлении наследства рано или поздно встает вопрос о оценки стоимости наследственной массы. Данная процедура необходима для того, чтобы избежать дальнейших споров между наследниками и рассчитатать размер нотариальной пошлины.

В качестве наследственной массы могут выступать разного рода материальные ценности, а именно: недвижимость(дома и земельные участки), ценные бумаги (векселя и акции), средства передвижения, бизнес и другое имущество наследодателя. Деятельность по оценке имущества актуальна в связи с тем, что некомпетентные в юридической сфере лица не могут грамотно оценить наследуемую вещь и оформить права на нее.

Оценка жилого помещения

Наиболее всего на рынке юридических услуг востребована оценка жилых помещений, которая производится для того, чтобы установить их рыночную стоимость.

Для того, чтобы была произведена оценка недвижимости (в данном случае—дома), эксперту-оценщику необходимо предоставить заранее укомплектованный пакет документов, в который включены следующие бумаги:

  • документы, являющиеся подтверждением наличия права на недвижимость (дом);
  • технический паспорт БТИ;
  • сведения, в которых отражены расходы, связанные с использованием (эксплуатацией) жилого помещения;
  • документ, устанавливающий права на участок земли, подлежащий оценке (находится под домом);
  • сведения, подтверждающие уплату налога за пользование землей (сведения указываются за год);
  • кадастровый план земельного участка, на котором возведено жилое строение;
  • сведения о коммуникациях и пр., которыми оснащено жилое строение, так как они тоже входят в состав наследственной массы;
  • данные, отражающие затраты, ушедшие на ремонт и реконструкцию недвижимости;
  • данные, свидетельствующие об ограничениях по использованию (например, сервитут);
  • данные о физическом лице, заказавшего оценку жилого помещения.

При оформлении права наследования оценщик, полагаясь на предоставленные данные, определяет стоимость имущества.

Оценка земли

Оценка земельного участка—сложный юридический процесс, состоящий из нескольких этапов:

  • определение целей и задач, в связи с которыми производится оценка;
  • сбор и проверка информации, а также анализ полученных сведений, с помощью которых можно определить основы наиболее эффективного использования участка;
  • определение методов, руководствуясь которыми будет проводиться максимально целесообразное использование земли;
  • рассчитывается стоимость земли;
  • отчет, в котором подробно изложены результатам по первым четырем пунктам.

Для того, чтобы произвести оценку земельного участка, необходимо предоставить ряд данных:

  • документы, являющиеся подтверждением прав на данное имущество;
  • сведения, в которых указаны границы земельного участка согласно межевому плану и пр;
  • категория земли (зависит от ее назначения);
  • данные о наличии каких-либо коммуникаций;
  • если имеется бремя уплаты налога на земельный участок или арендная плата, то необходимо указать ее размер;
  • если имеется договор аренды, то его также нужно предоставить.

Нормативная база

45

Очень часто наследодатели могут передавать по наследству ценные бумаги, такие как акции, векселя, облигации и пр. Оценка их стоимости—обязательная процедура для лица, вступившего в наследство, так как он может ими полноценно распоряжаться только узнав их настоящую стоимость. Наследник может узаконить права на приобретение в порядке наследования ценных бумаг, обратившись к нотариусу и получив свидетельство на наследство. При обращении в нотариальную контору необходимо уплачивать государственную пошлину.
Для того, чтобы определить стоимость бумаг, необходимо предоставить (рассмотрим на примере акций):

  • ксерокопии учредительных документов;
  • копии сведений о выпуске ценной бумаги;
  • данные о структуре предприятия, а также о видах ее деятельности;
  • бухгалтерскую отчетность (предоставляется отчетность, охватывающая период от 3 до 5 лет);
  • сведения, в которых отражены данные о действующих активах предприятия;
  • сведения, предоставляющие информацию о наличии дочерних организаций (в случае, если они имеются);
  • план или стратегия, по которой будет развиваться предприятие (на период ближайших 3—5 лет).

Оценка автомобиля и оружия для наследства

При наследовании транспортного средства оценщику необходимо предоставить следующие данные:

  • паспорт технического средства;
  • свидетельство, подтверждающее регистрацию средства передвижения;
  • информацию о пробеге;
  • информацию о проведенном ремонте транспортного средства и о замене запчастей.

По окончанию процедуры оценки оценщик обязуется предоставить заказчику данной процедуры отчет, в котором отражаются:

  • подробное описание объекта, подлежащего оценке;
  • информация, в которой отражен подробный анализ рынка транспортных средств;
  • информация отражающая подходы, применяемые при оценке автомобиля;
  • расчет рыночной стоимости транспортного средства.

Если речь идет об оценке оружия (чаще всего объектом наследства среди оружия является ружье), то нужны следующие документы:

  • охотничий билет;
  • разрешение на владение оружием;
  • паспорт на оружие;
  • ксерокопия паспорта заказчика процедуры оценки;
  • ксерокопия свидетельства, подтверждающего факт смерти наследодателя.

Свидетельство о проведенной оценки оружия имеет вид емкого заключения. После его получения его необходимо предоставить нотариусу, который будет заниматься оформлением права собственности, касающегося оружия.

Предоставленный перечень предметов для оценки не исчерпывающий, так как объектом наследования могут выступать разнообразные вещи. Для осуществлении процедуры оценки необходимо обратиться в экспертную компанию, предоставляющей услуги по оценке предметов собственности.

Нормативная база

Оценка жилого помещения ст. 15 и ст.32 Жилищного кодекса РФ
Оценка земли ст. 66 Земельного кодекса РФ
Оценка ценных бумаг ФЗ «О рынке ценных бумаг»
Оценка автомобиля ФЗ «Об ОСАГО»
Оценка оружия ФЗ «Об оружии»